Борьба с коррупцией
Легализация – путь в будущее
01 сентября 2014 года в Казахстане официально началась легализация капитала и имущества согласно Закону Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».
Легализация имущества - процедура признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов и (или) не оформленное в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо оформленное на ненадлежащее лицо.
Президент РК призвал граждан воспользоваться последней возможностью легализовать имущество и заявил, что проводимая акция по легализации станет последней.
«В отличие от наших предыдущих попыток акция должна действовать вплоть до введения всеобщего декларирования. Необходимо обеспечить оперативность, конфиденциальность, объективность, рыночность программы» - сказал Глава государства.
Легализация в Казахстане проводилась дважды. В 2001 году проведена легализация денег, в ходе которой в легальный оборот вернулось более 480 миллионов долларов США, по данным Министерства финансов Республики Казахстан.
В 2006-2007 годах помимо денег легализовывалось уже движимое и недвижимое имущество. В денежном выражении эффект от акции составил порядка 845 миллиардов тенге или почти 7 миллиардов долларов США, то есть 8,3% к ВВП того года. Особенностью второй акции также был сбор за легализацию. В бюджет страны поступило порядка 60 миллиардов тенге.
В первый раз преследовалась цель только показать на банковских счетах деньги, во второй акции легализации - имущество и деньги. Нынешняя легализация отличается тем, что легализуемые деньги вообще доходами не признаются, никакие налоги на них не накладываются, но эти деньги должны поступать на банковские счета и работать в экономике, в частности, пять лет, либо они могут быть направлены на легальные инвестиционные инструменты.
Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, скрытых от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития народного хозяйства.
По итогам легализации государство ожидает дополнительный приток неработающих средств из внешних и внутренних источников, что обусловит повышение кредитования экономики, уменьшения объема теневого оборота, а также увеличение поступлений в бюджет, как следствие позитивного влияния, как для граждан Казахстана, так и для развития экономики страны в целом.
Антикоррупционный стандарт
Утвержден приказом и.о.руководителя управления культуры,
архивов и документации аппарата Северо-казахстанской области
№13-од от «19» января 2017 года
- Наименование сферы общественных отношений: культура, архивы и документация.
- Наименование разработчика антикоррупционного стандарта: коммунальное государственное учреждение «Управление культуры, архивов и документации акимата Северо-Казахстанской области».
- Правила поведения (действия) лиц, работающих в сфере культуры, архивов и документации северо-Казахстанской области.
3.1 при реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом:
- быть приверженным политике Президента Республики Казахстан и последовательно проводить ее в жизнь;
- способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
- быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;
- на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
- не допускать факты волокиты при рассмотрении заявлений на получение государственных услуг, лицензий и разрешительных документов, выдавать их в установленные сроки;
- не вступать в неслужебные отношения с заявителями на получение государственных услуг;
- докладывать руководству о попытках склонить к совершению правонарушения и преступления;
- соблюдать принцип «одного окна», минимизировать непосредственный контакт с заявителем на получение государственных услуг, лицензий или разрешительных документов;
- не требовать и не запрашивать предоставления дополнительных документов, не входящих в утвержденный перечень для оказания государственной услуги, получения лицензии или разрешительных документов;
- не истребовать от услугополучателей документы, которые могут быть получены из информационных систем;
- своевременно вносить в автоматизированные информационные системы (при их наличии) сведений о принятых к рассмотрению заявлениях об оказании государственных услуг, а также о статусе их рассмотрения;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, не руководствоваться личными и корыстными интересами при исполнении служебных обязанностей;
- воздерживаться от обращения к коллегам и руководителям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок взаимоотношений, которые могут оказать влияние на принятие ими беспристрастного служебного решения;
- не склонять и не поощрять других лиц на совершение коррупционных правонарушений;
- не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки, не принимать подарки в связи с исполнением служебных полномочий;
- не использовать служебную и иную информацию, не подлежащую распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
- проявлять активность в противодействии коррупции, в раскрытии коррупционных правонарушений: незамедлительно докладывать руководству об известных фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты, незамедлительно в письменной форме сообщать непосредственному руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения;
- поддерживать и требовать от коллег соблюдения высокой правовой и антикоррупционной культуры;
- воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением доходов;
- не осуществлять неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций и субъектов предпринимательства.
3.2. при подготовке и принятии управленческих и иных решений в рамках своей компетенции:
- обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Руководитель несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы среди подчиненных и недопущению совершения ими коррупционных правонарушений;
- не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности, обеспечивать соблюдение принципов меритократии;
- точно определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных сотрудников;
- не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между сотрудниками, находящимися в подчинении;
- проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;
- не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также противоречащих законодательству;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов неслужебного характера;
- не принуждать подчиненных сотрудников к совершению коррупционных правонарушений;
- не допускать и пресекать факты нарушения норм антикоррупционного законодательства со стороны подчиненных и других сотрудников;
- своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, возникшего у подчиненного сотрудника в ходе выполнения им своих служебных обязанностей.
- принять исчерпывающие меры по предупреждению коррупции;
- устранять причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений подчиненными;
- воздерживаться от участия в азартных играх с подчиненными;
- не допускать привлечения подчиненных для выполнения неслужебных или личных заданий.
3.3. при подготовке проектов нормативных правовых актов
- руководствоваться принципом законности, требованиями Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, строго соблюдать антикоррупционное законодательство;
- работать на благо общества и государства, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать сферу;
- воздерживаться от представления или лоббирования интересов третьих лиц, а равно совершения действий от их имени.
3.4. при иных взаимоотношениях, возникающих в зависимости от специфики сферы жизнедеятельности:
- своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности
- Иные ограничения и запреты:
- при организации кадровой работы по подбору и расстановке сотрудников, руководителям рекомендуется руководствоваться принципом меритократии;
- соблюдать и контролировать установленные сроки рассмотрения материалов на назначения; при приеме на службу разъяснять основные обязанности, запреты и ограничения, налагаемые на сотрудников.
Интернет-ресурс «Адалдық Аланы»
В соответствии с пунктом 23 Плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике в Северо-казахстанской области создан Интернет-ресурс «Адалдық Аланы» http://adaldyk.kz/.
Сайт служит площадкой, где можно найти социальные проекты, видеоматериалы, информацию о проведенных и планируемых мероприятиях, направленных на формирование антикоррупционной культуры. Также сайт содержит уникальные страницы, как «Соглашение с гражданским обществом», «Честь и этика». Все это направлено на этическое воспитание государственных служащих, предпринимателей и работников других отраслей.