Ұлы Дала тарихындағы ана рөлі

 Ұлы Дала тарихындағы ана рөлі

      Қазақ тарихы мен мәдениетін зерделесек, сан ғасырлар бойғы күресте елдігін ерен ерлігімен, асқан парасатымен, даналығымен, шексіз шыдамдылығымен сақтай білген, ұлттық рухты ұрпағының бойына игі ісімен сіңіре білген әйел-аналар  аз емес. [1]

    Тарих беттерін ақтарып қарасаңыз, Ұлы дала төсіндегі еркіндікті аңсаған ата-бабаларымыздың тарихнамасында қаншама аналарымыз ел билігін қолына алып, халықтың тағдырын шешуге септігін тигізіп, тіптен бір ұлтты жоғалып кетуден сақтап қалып отырған игі істерінің талайына куә боласыз. Бес мың жылдық тарихы бар қазақ халқының өмірінде әйелдердің рөлі аса зор маңызға ие болғаны айқын. 

    Сонау сақ дәуірінен бастау алатын аналардың анасы болған, барша халықтың Құдай-Тәңірісіне айналған Ұмай анадан бастап, тұтастай бір мемлекетті билеген Томирис, Зарина патшайымдарымыз, бір елдің ұлыс анасы мен ұлт мәйегі болған Домалақ ана, ғашықтықтың символына баланып, өз ғашығы үшін сертінен таймаған Айша бибі, жасы келсе де әжелік-аналық міндетін ұлт ұрпағы үшін аямай жұмсап, өмірден өткен Бабаджа хатун, сүйкімділігі мен сұлулығы ел арасында ерекше жырланып, Баршынкент деген қалаға есімі берілген Баршын хатун, аналық қасиетімен толықтай бір тайпаның анасы болып, есімі руға айналған Қызай ана, Қазақ хандығы кезіндегі тапқырлығымен, ақылдылығымен ел есінде аңыз болып қалған Қарашаш ана, ел басына күн туғанда қолына найза-қалқан алып жауға шапқан Бопай ханша, орыс тұтқынында болса да бас имеген, өз ұлтының ар-намысын жоғары қойған атақты хан Кенесарының жұбайы Күнімжан ханша,  бiраз жыл аға сұлтандық қызмет атқарған, атақты ғалым Шоқанның әжесі Айғаным ханша, өз дәуірінде бір болысты жалғыз өзі игеріп, дау-дамайды шешумен аты шыққан Ұлпан ана, халықтың құрметіне бөленген, он саусағынан өнері тамған күйші Дина секілді аналарымыз – бүтіндей бір рудың ғана емес, білдей бір елдің ұлы анасына айналып, қазақ әйелінің тұлғасы мен оның асқақ рухын әйгілей білген тұлғалар. [1]

     Әйел бейнесінің түркілер мифологиясында көрініс табуы қасиетті Ұмай анамен тығыз байланысты. Ұмай ана ертедегі түркілер мифологиясында әлемдегі әйел-ана мен Жер-ананы бейнелейтін әрі тұқым өндіретін және бала тудыратын әйел тәңірісі бастауын бейнелеуші құдай-әйел ретінде өнімділік пен бала туу құдайы болып есептелген. Бұл жөнінде алғаш рет жазба деректерде Ұмай аты түркі халқы мен әскерлеріне жеңіс әкелуші және мейірімділік пен тұрақтылық сыйлаушы әйел-құдай есімі түрінде орта ғасырдағы Күлтегін мен Тоныкөктің балбал тастарында қашалып жазылған.       Міне, бастауын сонау мыңжылдықтардың мінсіз мұрағатынан алатын әйелге деген шексіз құрметтілік оларды Құдай-Тәңірісі дәрежесіне дейін көтерді. Осының арқасында байырғы қазақ қоғамында қазақ әйелдерінің әлеуметтік еркіндігі де кең дәрежеде дамыды. 

      Сан ғасырдан бері қалыптасып келе жатқан қазақтың рухани жан дүниесіндегі ерекше қасиеттерінің бірі – анаға деген шексіз құрмет көрсету тәрбиесі еді. Мұны ананың қоғамдағы ерекше орны мен сипатын бағалай білген ұлтымыздың ешкімге ұқсамас бірегей қасиеті деп ұғынған жөн.       Қазақ хандығының тарихында есімдері мәңгі халық жадында сақталған Әбілқайыр Ханның әйелі - Рабия Сұлтан Бегім, Қасым ханның анасы  – Жахан Бегім, Тәуке ханның анасы – Жақсымбике, Салқам Жәңгір ханның әйелі – Бану ханым, Әбілқайыр ханның әйелі – Бопай ханым, Шоқан Уәлихановтың әжесі – Айғаным ханым, Кенесары ханның анасы – Айкүміс ханым – Ұлы Даланың үлгілі аналары. [2] Өз ұлдарын халықтың рухани байлығын қанына сіндіріп, өз ұлдары емес ұлт ұлдары ретінде тәрбиелеген көреген аналар. Бастысы ел болашағы ұрпағының қолына екенін түсініп, олардың еліне адал, халқына қамқор болуы үшін аянбаған. Ауыздан ауызға жеткен батырлар жырын дәріптеп,  тарихи тұлғарлар жайлы жыр-дастандармен өсірген.

      Рухани тәрбиенің бастауы анадан бастау алады. Қазақ шаңырағында бала тәрбиесі ұлттық құндылықтар мен еңбек тәрбиесі арқылы жүзеге асқан. Балаларға аңыз-ертегілер, жыр-дастандар айтудың да маңызы орасан. Ұланғайыр қазақ жерін аман сақтап қалуда бабалар ерлігімен қатар осындай батыр ұрпақ тәрбиелеген аналар тәрбиесінің ықпалы зор болғаны анық. Міне, Ұлы дала аруларының өмірбаяны нағыз шыншылдық пен адалдыққа тұнып тұрғанына еріксіз бас иесің. 

     Тарихшы, профессор Берекет Кәрібаев ағамыз өзінің «Қазақ хандығы дәуіріндегі ханымдар» атты мақаласында: «Өзгермеген, өшпеген бірнеше құнды қасиеттер халқымыздың бойында мәңгі сақталып қалды. Олардың біріне әрі бірегейіне – руханилық тұрғыдан алғанда, Анаға деген құрмет жатты. Анаға деген құрмет қазақ халқының тарихында мемлекеттілік тарихымен, қазақ халқының этногенезімен, халқымыздың мәдениетімен, рухани өмірімен қатар дамып, біте қайнасып келеді. Оның ежелгі замандардағы көрінісін бүкіл түрік тілдес халықтардың ұрпақ жалғастырушы, береке-молшылық тәңірісі болып саналған Ұмай анаға деген табынуынан көрсек, мың жылдан астам уақытқа созылған орта ғасырларда, әсіресе оның ислам дәуірі кезеңінде «Жұмақтың кілті – ананың табанының астында» және осындай сипаттағы қағидалар арқылы берік орнығады», – деп тамаша жеткізген еді. [2]

    Ұлттық құндылықтар туралы әңгіме қозғалғанда отбасы тәрбиесі алдыңғы орынға шығады. «Еркек ерді тәрбиелейді, әйел елді тәрбиелейді», – демекші, аналар  – ұлт тәрбиешісі. Бұл – мәңгі қағида.

    Сол себепті көнеден келе жатқан қанымызға сіңген мызғымаз дәстүр қайнары ретінде анаға деген сыйластық әрқашанда ұлт тәрбиесіндегі алғышарты болып сақталуы тиіс. 

            

  «Абылай хан резиденциясы» музей  кешенінің тарих

бөлімі меңгерушісі

 А.Н.Хаймолдина

 

                                                                                                                                                                        Қолданылған әдебиет:

                                                                                          1.Ұлы даланың дана аналары\\Қазалы.Қоғам.Серік Ақмырза.07.наурыз 2023ж.

                                                                                         2. Ұлы даланың ұлы аналары\\ Мәдениет және тарих. Асылжан Шайдилдаев, 04 қараша 2020ж.

Они хранят наследие страны

Экскурсоводы

В культурной столице Казахстана-2021 года прошел первый республиканский конкурс “Лучший экскурсовод”. В конкурсе, посвященном 30-летию Независимости Республики Казахстан, приняли участие 12 лучших экскурсоводов из регионов страны. Северо-Казахстанскую область представляли экскурсоводы музейного комплекса “Резиденция Абылай хана” Бейсембина Н. А., Калелова А. К., Набиев А. Ж.

Конкурс организован в целях реализации специального проекта “Туған жер” общенациональной программы “Рухани жаңғыру”, привлечения внимания к вопросам сохранения историко-культурного наследия, а также туризма в Казахстане. Ни для кого не секрет, что в современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности, при этом несомненна роль музеев, призванных восполнить этот дефицит. В настоящее время наше общество ясно осознает, что будущее страны и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Деятельность экскурсовода, являясь частью педагогического процесса, принимает на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Каким должен быть современный экскурсовод, каковы критерии оценки его мастерства, было продемонтрировано в ходе конкурса.

Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе каждый участник подготовил портфолио и видеопрезентацию. На втором этапе конкурсанты представили видеоролик “Туған жер”. Далее участники показали свои умения и навыки в конкурсах “Музейный биатлон” и “Музейный переполох”.

Оценивало участников конкурса компетентное жюри, в состав которого вошли известные музеологи, ветераны экскурсионного дела, общественные деятели. По итогам всех туров гран-при завоевала экскурсовод историко-культурного центра Первого Президента РК из Темиртау. Первое и второе место заняли экскурсоводы г. Кокшетау, на третьем месте экскурсовод историко-краеведческого музея из г. Рудного.

Члены жюри отметили высокий уровень компетентности и профессионального мастерства экскурсоводов музейного комплекса “Резиденция Абылай хана”, которые продемонстрировали инновационные формы культурно-образовательной работы, методические приемы техники ведения экскурсии на английском, казахском и русском языках. Экскурсовод Набиев Алиаскар стал обладателем номинации “Креативный экскурсовод”.

Данный конкурс в дальнейшем будет проводиться в других регионах страны. Помимо того, что в конкурсе определяются лучшие экскурсоводы, также мероприятие способствует повышению престижа музейной профессии, популяризация музейной деятельности, привлечения внимания общественности к деятельности музеев республики.

Раушан Тимирбаева
Руководитель отдела экскурсионно-массовой работы музейного комплекса “Резиденция Абылай хана”

"Северный Казахстан" №14--149 от 16.12.2021

Новый этап в истории страны

С 16 декабря 1991 года – начался отчет нового этапа в истории Казахстана – “Эры Независимости” как назвал её наш Первый Президент Н. А. Назарбаев.

“Мы обрели независимость мирным путем, но долгая дорога к ней обильно полита кровью наших предков. Независимость пришла к нам в воздаяние за ту кровь” - эти слова наш Елбасы, специально адресовал нашей молодежи, которая должна расти в глубоком сознании этих ценностей.

Первой независимость Казахстана признала Турция, на следующий день после принятия Конституционного закона “О государственной независимости Республики Казахстан”, 17 декабря 1991 года, Казахстан в качестве суверенного государства признали Россия и Румыния. За прошедшие 30 лет Республика Казахстан признана всем мировым сообществом и стала равноправным субъектом международных отношений.

Современное государство Казахстан – это продукт уникальных исторических событий. Первое упоминание о самостоятельном независимом казахском государстве связано с именами чингизидов Ак Орды султанов Керея и Жанибека, которые в середине XV века в районе озера Балхаш и реки Чу из родственных племен, которые объединяли древняя историко-этническая память и идентичность языка, религии, а также кочевые традиции, образуют полукочевое государство Казахское ханство. Его границы казахский народ на протяжении долгого времени упорно отстаивал от многочисленных агрессивных соседей и расширял. Но нет в природе явлений, застывших навсегда. Все находится в движении. Состояние народов, племен, государств может меняться, ухудшаться, переживать эпоху подъема или упадка. Так и на огромной территории Казахского ханства происходили глобальные социальные процессы, среди которых на особом месте затянувшаяся на три столетия казахско-джунгарская война. Тогда даже стоял вопрос о существовании казахского государства и казахского этноса.

Другим важным моментом был процесс присоединения Казахского ханства к России, начавшийся в 30-х годах XVIII века и продолжавшийся до второй половины XIX века. В ходе его была ликвидирована ханская власть, произошел территориальный раздел страны по принципу Российской империи на генерал-губернаторства и установлены законы Российской империи.

Первая четверть XX века в жизни народов Российской империи связана с небывалыми революционными потрясениями. Свершившаяся в октябре 1917 года под руководством В.И. Ленина Октябрьская социалистическая революция привела к образованию нового государства – СССР. Жизнь в составе СССР принесла населявшим его народам много хорошего и прогрессивного, но в то же время причинило немало бед и страданий. Построить в СССР общество всеобщего благоденствия так и не удалось. Ошибки в управлении государством привели к тяжелому политическому кризису, завершившимся распадом Союза. В результате образовалось 15 отдельных государств. Отныне каждой из бывших союзных республик предстояло искать, строить свой путь к новой самостоятельной жизни.

Казахстан, как и другие республики, получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. С разрывом союзных производственных цепочек и экономических связей Казахстан попадает в сложное социально-политическое положение. С обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач, чтобы состояться как государство. Поэтому, начиная с первых месяцев независимости, Правительством РК совершаются многочисленные поездки, организуются встречи с людьми поистине мирового масштаба. Это делалось для того, чтобы определиться со стратегией развития страны. В такой напряженный момент общественно-политического развития на исторической арене возник и раскрылся в полной мере феномен Первого Президента РК, Лидера нации Н. А. Назарбаева. В самые тяжелые моменты депрессии и кризисов он не терял уверенности в светлом будущем Казахстана. Он вел за собой многонациональный народ страны, разъясняя людям суть реформ и обеспечивая их осуществление своим мощным авторитетом. Благодаря его решительным действиям обозначился стратегический путь развития, который в дальнейшем вошел в историю как “Казахстанский путь развития”. В нем отражен опыт развития передовых стран мира.

10 октября 1997 года по его инициативе была официально провозглашена долгосрочная программа стратегии развития “Казахстан-2030” – войти в 50 развитых стран мира. В 2012-м принята новая стратегия “Казахстан-2050”, которая поставила задачу войти в число 30 самых передовых стран мира. Есть уверенность, что эта задача будет выполнена, т. к. наше государство уже сейчас является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающей огромным потенциалом для дальнейшего развития, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Бауржан ЖУНУСОВ, руководитель научно–исследовательского отдела истории музейного комплекса “Резиденция Абылай хана”, магистр гуманитарных наук

"Северный Казахстан" №14--149 от 16.12.2021

Неоценимый вклад Елбасы

Северный Казахстан №123-139 от 01.12.2021

С чего начинается Родина?