В истории Казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению интересам народа. В этой плеяде не меркнущей звездой светит имя хана Абылая, озаряя в настоящее идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Наш город Петропавловск имеет прямое историческое отношение к деятельности хана Абылая, здесь находился его ханский двор и дом, построенный за «государьеву» службу.

В данной статье рассматриваются события взаимоотношений между ханом Абылаем и администрацией Российской империи. Строительство военных укреплении России на территории казахской степи проходило в напряженной обстановке. Интересы Российской империи представлял генерал-губернатор Оренбурской области Неплюев И. И. Хан Абылай на тот момент являлся султаном и правителем среднего жуза. В статье показан процесс присоединения 40 султанов среднего жуза в поданство России на воссальной зависимости. Прослеживается желание царской администарции привлечь на свою сторону хана Абылая, посредством строительства помещений для проживания султана, его семьи в крепости Святого Петра.

В статье Президента РК Нурсултан Абишевича Назарбаева (Семь граней Великой степи) говорится, что воспитания чувств гордости за свою историю, воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран. Великая степь так же породила целую плеяду выдающихся деятелей, среди которых такая масштабная фигура, как Абылай хан. Именно наша область имеет уникальный музей основой экспозиции которого является жизнь и деятельность Абылай хана. Большой исторический материал музея показывает его роль в сохранении единства и территориальной целостности казахского государства. В настоящее время музей является не только культурным, но и образовательным пространством.

В условиях музея ребята погружаются в предметно-пространственную среду, приобщаются к историческим событиям, узнают быт, обычаи и традиции казахского народа XVIII–XIX вв. Именно такую цель на уроке истории ставили учителя специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва Аубакирова Алия Ондасыновна, Нургожина Бикеш Акимжановна, Темешова Зауре Кенесовна перед своими учениками 15 февраля в музейном комплексе “Резиденции Абылай хана”, тема урока “Великие имена Великой степи”. Цель была достигнута, ученики ознакомившись с экспозицией залов, проникшись духом той эпохи, активно выступали в мини сценах в следующих  ролях: маленького “Сабалака”, умного и рассудительного Толе бия, храброго батыра, Великого Абылая, была показана сцена борьбы казахского народа с джунгарской агрессией.

Сам урок проходил в форме беседы, где ученики отвечали на заданные вопросы, в конце учитель подвел итоги и отметил за правильные ответы учеников 7 класса Ескендир Руана и Нурбол Болатбека.

Жунусов Бауржан Набиевич
Заведующий научно-исследовательским отделом истории

Культурно-образовательная программа “Музыкальный сундучок” проводится для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главной целью является воспитание детей в духе уважения культуры и традиций не только своего народа, но и всех, кто населяет родной край. Детям загадываются музыкальные загадки, проводятся танцы, национальные игры “Арқан тартыс”, “Варежки”, “Теңге тастау”. Ребята расширяют свои знания о таких национальных музыкальных инструментах разных народов, как балалайка, барабан, кобыз, домбра.

Особое внимание при проведении мероприятия отведено казахскому национальному инструменту – домбре. Во время показа домбры, сотрудники объясняют, что она имеет корпус грушевидной формы и очень длинным грифом разделенным ладами, две струны. Один из основателей казахской музыки на домбре – Курмангазы, чья композиция “Адай” до сих пор популярна не только в Казахстане, но и далеко за пределами.

В 1934 году домбра была реконструирована и созданы ее оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря казахским деятелям музыкального искусства, домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания.

Отмечается, что в экспозиции музейного комплекса имеется старинная черная казахская домбра 18 века, которая принадлежала жителю Айыртауского района.

Так же для ребят звучит легенда о происхождении домбры: “Жил на свете великий и жестокий хан – Чингих хан. Все его очень боялись. У него был старший, любимый сын Джучи. Отец и сын вели войны и завоевывали чужие земли. А между войнами они любили охотиться на диких зверей. Однажды с охоты не вернулся любимый сын Джучи. И хан послал гонцов узнать, что случилось? В то время был закон – за хорошую новость дарили подарки. А за плохую новость жестоко наказывали.

Гонцы узнали о смерти молодого сына и не вернулись, потому что боялись сказать правду о смерти сына. И тогда к хану пришел старый акын и сказал: “О, великий хан, слушай мою домбру и ты узнаешь о судьбе своего сына. И полилась печальная повесть о том, как во время охоты молодого хана Джучи смертельно ранил дикий кулан. И тогда старый хан приказал за плохую новость казнить домбру. И на домбру плеснули раскаленный металл. Заплакала домбра и от горячего металла в середине появилось такое круглое отверстие”.

В исполнении сотрудников музея звучат музыкальные композиции, по которым дети определяют характер мелодии. В ходе мероприятия ребята узнают о празднике – Дне национальной домбры, который отмечается в Казахстане с 2018 года.

Помимо знакомства с музыкальными инструментами, дети получают основы музыкальной грамотности. В музыкальном сундучке они находят скрипичный ключ это главный музыкальный знак, с которого начинаются все мелодии. Далее сюрпризным моментом становится игра “Угадай мелодию”, в которой необходимо по музыкальным отрывкам назвать мультфильм.

Данное мероприятие позволяет не только расширить знания детей о национальных инструментах разных народов, а также способствует воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к культуре родного края.

В заключении детям вручаются на память закладки в форме домбры.

Темирбаева Раушан Оралбаевна
Заведующая экскурсионно-массовым отделом

В апреле 2017 г. в программной статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” Глава государства Н. А. Назарбаев инициировал создание проекта “Духовные святыни Казахстана” (“Сакральная география”), в рамках которого будет создан культурно-географический пояс святынь. Центр “Сакральный Казахстан” располагается в Национальном музее Республики Казахстан.

Сакральные места – это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения.

В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как “священные” горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа.

Сакральная карта создается для казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей родины, а также для того, чтобы презентовать природные данные Казахстана мировому сообществу.

5 окября 2017 г. стартовала республиканская экспедиция “Сакральный Казахстан”. В Северо-Казахстанской области экспедиция работала под руководством профессора кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л. Гумилева – Айман Досымбаевой.

Работу в области группа начала с посещения одного из объектов, включенного в карту “Сакральный Казахстан” – музейного комплекса “Резиденция Абылай хана”.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников. 8 археологических памятников Казахстана, в том числе Ботай, вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в “Сакральную карту” Северо-Казахстанской области вошло 25 объектов, из них – 8 объектов республиканского значения и 17 регионального.

Сотрудником музейного комплекса проводится музейный урок “Сакральная карта Северо-Казахстанской области”, в ходе которого учащиеся школ города и области “путешествуют” по сакральными местами при помощи интерактивной карты.

Шераухова Людмила Ивановна
Главный хранитель фондов