В истории Казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению интересам народа. В этой плеяде не меркнущей звездой светит имя хана Абылая, озаряя в настоящее идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Наш город Петропавловск имеет прямое историческое отношение к деятельности хана Абылая, здесь находился его ханский двор и дом, построенный за «государьеву» службу.

Развитие и формирование государственности любого народа имеет объективные причины и предпосылки, которые являются закономерным итогом предшествующих этнополитических, социально-экономических и духовно-идеологических процессов, но нельзя сбрасывать со счетов как показывает история и субъективны й фактор, величие и мудрость отдельных государственных лидеров, представителей народа.

В создании казахской государственности, согласно историческим данным такую роль играли ханы, султаны, бии, батыры.

Высшая государственно-исполнительная власть всегда принадлежала ханам и султанам-чингизидам, и в казахской истории со времён образования государства не было ханов самозванцев, нечингизидов. Нелишне так же подчеркнуть, что если в других странах цари, эмиры, короли и императоры занимали трон по наследству, без выборов, то казахские ханы, всегда публично избирались на всенародных собраниях, причем из нескольких кандидатур, на альтернативной основе, что говорит о традициях демократизма в управлении государством и устройстве власти.

С каждым ханом связан определенный этап истории народа, курс внутренней и внешней политики, укрепления национальной государственности и сохранения территориальной целостности. Разные люди занимали ханский трон и отличались они друг от друга личными качествами, политическим весом в степи, судьбой и местом в истории. В этой связи самого пристального внимания и изучения заслуживают биографии тех деятелей прошлого, которые способствовали укреплению независимости и территориальной целостности Казахстана.

Эпоха XVIII века выдвинула многих знаменитых деятелей казахской истории среди которых ярко выделяется личность хана Абылая 1771–1780.

В переод правления которого значительно укрепилась казахская феодальная государственность, которому удалось восстановить территориальные владения Казахского государства. В период своего десятилетнего правления он осуществил значительные преобразования в становлении государственности.

Жизненный путь восхождения во власть, данный ему происхождением был тернистым в молодые и далеко не простым в зрелые годы. Ак-суек, чингизид рано потерявший родителей из-за междуусобиц, вынужден был скрываться в степи бедствовать и бороться за свое существование. Абильмансур – Сабалак – Абылай, три имени хана и каждая овеяна легендами и преданиями, из глубины веков несущая нам любовь к Родине, не преклонное мужество и гордость, целеустремленность к востановлению попранного генетического права на власть.

Согласно источникам и шежере настоящее имя его – Абильмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший вполне законченное государственное устройство Казахскому ханству, документ «Древняя тропа хана Есима», в четвертом – Жангир-хан «Салкам», прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Абылаем звали деда Абильмансура, прозванным как Абылай Кровопийца, за свою жестокость, отцом Абильмансура был Коркем-Уали (Вали Красивый). В свою очередь, от Абылай хана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, с сыном Шоканом занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма. Если искать более отдаленных предков Абылай хана, то его генеологию можно возвести к младшему сыну Джучи – Тока-Темиру. Без такой родословной, т.е. не будучи чингизидом, он не мог быть верховным ханом всех казахов.

В возрасте пятнадцати лет откликнувшись на призыв «Аттан!» юный Абильмансур вступает в ополчение батыра Богембая и принимает активное участие в битве против джунгар. В это ужасное и кровавое время, как писал Чокан Уалиханов «...обращает на себя всеобщее внимание султан Абылай, участвуя во всех набегах, сначало как рядовой воин он показыват подвиги необыкновенной храбрости и выносливости. Полезные советы его и стратегическое соображения упрачивают за ним имя мудрого» [1 с 112]

Абылай действительно перенес много испытания и борьбы, пока значение его не возросло до того, что «...Киргизы считали его воплотившимся духом (арвах), ниспосланным для совершения великих дел. Он был два раза в плену, спасения от Галдан-Церена считается чудом, тем более что он убил его любимого сыны Чарча» [2 с 113]

В 1743 году, как ни странно, но при содействии Российских властей и послов совмесно с казахскими послами Абылай был освобожден из плена.

В 1771 г. создались условия для избрания Абылая общеказахским ханом. Осенью 1771 г. после длительных консультации представители всех трех жузов прибыли в древнюю столицу ханства – город Туркестан для выборов нового хана. Безоговорочную поддержку Абылаю оказали влиятельные жырау Бухар Калкаманулы, султаны Абулфеиз и Болат, правители казахов младшего жуза, кроме Нуралы хана, представители среднего и старшего жузов. При большом стечении народа по казахскому обычаю Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом трех жузов.

Как говорил А. Левшин, «он приобрел оный (титул) победами над торгоутами и по смерти Абулмагамета, избиранием не только от всех орд Киргиз-казачьих, но и от Туркестанцев и Ташкентцев» [3 с 254]

Несмотря на всенародные признания и титул хана трех жузов, власть Абылая была неабсолютной. Некоторые родоправители недовольные властью хана пытались даже свергнуть его военной силой.

Абылай прекрасно понимал, что для выживания в изменившейся внешнеполитической ситуации Казахскому ханству необходимо изменить политическую систему в сторону большей централизации. Для достижения этого хан действовал по нескольким направлениям.

В первой четверти XVIII века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. При этой системе хан во многом зависел от воли биев и не имел больших возможностей влиять на принятие решений на уровне отдельных родов. В 20–30-х годах XVIII века эта система стала меняться, начала расти роль султанов, приглашавшихся тем или иным родом в качестве военачальника и политического лидера. Абылай стремился внести в управление жузов и больших объединений элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. В роли таких правителей выступили многочисленные сыновья хана. В 1774 году правителем части Старшего жуза был назначен султан Адиль, для которого Абылай построил городок в долине Таласа и заселил его каракалпаками. В северо-восточном Жетысу правил другой сын Суюк, в Центральном Казахстане – Касым. Почти все земли Среднего и Старшего жузов были разделены между сыновьями хана. Только в Младшем и в западной части Среднего жуза правили султаны – потомки хана Каипа, в некоторых районах Центрального Казахстана – потомки хана Барака, а в приграничных с Китаем землях и на Сырдарье – потомки хана Абулмамбета.

Второй комплекс мероприятий, предпринятых ханом Абылаем для усиления центральной власти – опора на деятельность одной личности и её личностные качества. Так, хан Абылай, вопреки традиционным представлениям обычного права, присвоил себе право приговаривать преступников к смертной казни. Эта прерогатива ранее была только у суда биев. Значительно ограничены были права советов биев и съезда старейшин-родоправителей. Однако традиционность обычного права, недостаток реальных рычагов управления не позволили Абылаю до конца провести реформу политической системы ханства. К тому же вся система управления была почти разрушена войнами. Элементы федерализма тесно переплетались с родовыми принципами управления, власть хана по-прежнему в значительной мере ограничивалась биями и султанами. Прочность государственной машины целиком и полностью зависела от авторитета самого хана, его умения находить компромиссы во время решения сложных политических проблем.

Внешняя политика хана Абылая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с такими сильными государствами, как Россия и Китай, значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан, прекрасно сознававший мощь колониальных империй. пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываться от признания российского протектората, с другой – не допускать усиления влияния обеих держав в своих владениях. «Казахи с самого начало держались двойственно, – говорил цинский император в своем указе 1779 года, – …когда Абылай подчинился нам , Россия присылает протест, заявляя, что Абылай является подданным и что поэтому нам не следует принимать его в свое подданство. Мы отвечали тогда: «Вы говорите, что Абылай ваш человек. Если бы вы хорошо управляли им, он ни в коем случае не перешел бы в наше подчинение… И как вы, русские, сможете воспрепятствовать этому?.. Если в будущем возникнет подобный инцендент, поступать следует осторожно» [4 с 255]

С одной стороны, Абылай постоянно убеждал китайские власти в своей лояльности, с другой – представлял дело так, что он «к российскому двору гораздо усерднее..., а с китайским ханом корреспонденцию продолжает для одного виду того, чтоб подчененным его киргис-кайсакам не приченялось от китайцев обид и притеснений». [5 с 255]

Хан не только старался таким образом обезопасить свои владения от агрессивных соседей, но и извлечь определенные выгоды, применяя политику лавирования между крупными империями.

Отношения Абылая со своими южными соседями были иными. В Жетысу, которые благодоря усилиям Абылая, вновь стало казахским регионом, продолжались столкновения с кыргызами и Абылай периодически совершал походы против них. Подобные акции предпринимались в 1774 и 1779 годах. Последняя привела к подчинению части кыргызских народов Казахскому ханству. Война с Ташкентом и Ходжентом привела к возвращению казахам Сайрама, Чимкента, Сузака и Ташкента. Таким образом, внешнеполитическая деятельность Абылай хана в 70-х годах XVIII века привела к временному восстановлению единства Казахского ханства, упрочнению его на международной арене.

Ни один казахский хан не имел такой ни до, ни после Абылая неограниченной власти. Это было связанно прежде всего с безусловно харизматическим характером его власти. Чокан Валиханов говорил, что «уважения (к хану) имело какой то мистический характер... Этот хан, действуя деспотически против свободных льгот, освященных временем, умел облечь свои действия в такую форму, что потомство считает его святым» [6 с 116]

В 1780 году на семидесятом году жизни Абылай хан скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави.

Колонизация северного региона Казахстана и продвижению в глубь страны предшествовало строительство в 1752 крепости св. Петра, на высоком побережье р. Ишим (Есиль). Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономичеких отношений между российской администрацией и ханской властью. В связи с этим возникла необходимость в строительстве также специальной резиденции хана для решения вопросов, возникших в ходе участившихся казачьих рейдов в степь, угоном скота у коренного населения и захватов земельных участков. Архивные материалы свидетельствуют, что «по просьбе его Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости св. Петра, вверх по р. Ишиму в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом» («Енгистау» или «Ен Кыстау» означает с каз. яз. «долина для зимования») [7 с 33].

Дом был предназначен не только для пребывания но и для решения конфликтных ситуации. В последствии, предположительно во время одного из пожаров, деревянное здание полностью сгорело, а на его месте 1829 году было возведено двухэтажное каменное, которое в народе получило название «Абылая белый дом». История здания неразрывно связано с фактами и преданиями из жизни хана Абылая.

Из за отсутствия ремонтно-восстановительных работ зданию был нанесен значительный ущерб, и в 80–90-х годах прошлого столетия здание-памятник остался невостребованным.

В 2003 году проведено изучение и исследование документов в архивах гг. Москвы, Омска, Алматы по истории русско-казахских отношений на рубеже XVIII–XIX вв., что подтвердило нахождение резиденции ханской ставки Абылая в г. Петропавловске.

По инициативе акимата Северо-Казахстанской области в бытность акима области Мансурова Т.А был разработан проект по воссозданию и реставрации «Резиденции Абылай хана», который осуществлялся в рамках выполения Государственной программы «Культурное наследие» на 2004–2005 годы. Ремонтно-восстановительные работы начались в апреле 2005 года, финансирование осуществлялось из средств республиканского бюджета.

21 августа 2008 года состоялось знаменательное событие не только для нашего города, но и для всей Республики – открытие музейного комплекса «Резиденция Абылай хана». Открыл комплекс Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.

Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в Республике.

Экспозиция музея состоит из 4 залов. Основа экспозиции – жизнь и деятельность Абылая хана – государственного и политического деятеля Казахского государства XVIII века.

Экспозиция комплекса не только знакомит посетителей с основными событиями жизни Абылай хана, но и уделяет значительное внимание воспитанию в посетителях чувств патриотизма и преданности Родине.

В связи с тем что интерес к личности Абылай хана не угасает число посетителей музея с каждым годом возрастает.

С 2017 года музей комплекс Резиденции Абылай хана по государственной программе Рухани жангыру включен в сакральную карту РК.

Литература:

  1. Ч. Ч. Валиханов «Собрание сочинение в пяти томах» Алма-Ата 1985 г. Т. 4. С. 112.
  2. Там же. С. 113
  3. А. И. Левшин «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» Алматы «Санат» 1996 г. С. 254.
  4. История Казахстана в 5 томах «Атамура» 2000 г. Т. 3. С. 255.
  5. Там же. С. 255.
  6. Ч. Валиханов «Собрание сочинения в пяти томах» Алма-Ата 1985 г. Т. 4. С. 116.
  7. Гос архив Сев.Каз. область Ф. 158. Оп. 1. Д. 295, л. 33.
  8. Курс лекции «История государственности РК» Петропавловск 2002 г.

Жунусов Бауржан Набиевич
магистр гуманитарных наук.
Заведующий научно-исследовательским отделом истории