В истории Казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению интересам народа. В этой плеяде не меркнущей звездой светит имя хана Абылая, озаряя в настоящее идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Наш город Петропавловск имеет прямое историческое отношение к деятельности хана Абылая, здесь находился его ханский двор и дом, построенный за «государьеву» службу.
Развитие и формирование государственности любого народа имеет объективные причины и предпосылки, которые являются закономерным итогом предшествующих этнополитических, социально-экономических и духовно-идеологических процессов, но нельзя сбрасывать со счетов как показывает история и субъективный фактор, величие и мудрость отдельных государственных лидеров, представителей народа.
В создании казахской государственности, согласно историческим данным такую роль играли ханы, султаны, бии, батыры.
Высшая государственно-исполнительная власть всегда принадлежала ханам и султанам-чингизидам, и в казахской истории со времён образования государства не было ханов самозванцев, нечингизидов. Нелишне так же подчеркнуть, что если в других странах цари, эмиры, короли и императоры занимали трон по наследству, без выборов, то казахские ханы, всегда публично избирались на всенародных собраниях, причем из нескольких кандидатур, на альтернативной основе, что говорит о традициях демократизма в управлении государством и устройстве власти.
С каждым ханом связан определенный этап истории народа, курс внутренней и внешней политики, укрепления национальной государственности и сохранения территориальной целостности. Разные люди занимали ханский трон и отличались они друг от друга личными качествами, политическим весом в степи, судьбой и местом в истории. В этой связи самого пристального внимания и изучения заслуживают биографии тех деятелей прошлого, которые способствовали укреплению независимости и территориальной целостности Казахстана.
Эпоха XVIII века выдвинула многих знаменитых деятелей казахской истории среди которых ярко выделяется личность хана Абылая 1771–1780.
В переод правления которого значительно укрепилась казахская феодальная государственность, которому удалось восстановить территориальные владения Казахского государства. В период своего десятилетнего правления он осуществил значительные преобразования в становлении государственности.
Жизненный путь восхождения во власть, данный ему происхождением был тернистым в молодые и далеко не простым в зрелые годы. Ак-суек, чингизид рано потерявший родителей из-за междуусобиц, вынужден был скрываться в степи бедствовать и бороться за свое существование. Абильмансур – Сабалак – Абылай, три имени хана и каждая овеяна легендами и преданиями, из глубины веков несущая нам любовь к Родине, не преклонное мужество и гордость, целеустремленность к востановлению попранного генетического права на власть.
Согласно источникам и шежере настоящее имя его – Абильмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший вполне законченное государственное устройство Казахскому ханству, документ «Древняя тропа хана Есима», в четвертом – Жангир-хан «Салкам», прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Абылаем звали деда Абильмансура, прозванным как Абылай Кровопийца, за свою жестокость, отцом Абильмансура был Коркем-Уали (Вали Красивый). В свою очередь, от Абылай хана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, с сыном Шоканом занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма. Если искать более отдаленных предков Абылай хана, то его генеологию можно возвести к младшему сыну Джучи – Тока-Темиру. Без такой родословной, т.е. не будучи чингизидом, он не мог быть верховным ханом всех казахов.
В возрасте пятнадцати лет откликнувшись на призыв «Аттан!» юный Абильмансур вступает в ополчение батыра Богембая и принимает активное участие в битве против джунгар. В это ужасное и кровавое время, как писал Чокан Уалиханов «...обращает на себя всеобщее внимание султан Абылай, участвуя во всех набегах, сначало как рядовой воин он показыват подвиги необыкновенной храбрости и выносливости. Полезные советы его и стратегическое соображения упрачивают за ним имя мудрого» [1 с 112]
Абылай действительно перенес много испытания и борьбы, пока значение его не возросло до того, что «...Киргизы считали его воплотившимся духом (арвах), ниспосланным для совершения великих дел. Он был два раза в плену, спасения от Галдан-Церена считается чудом, тем более что он убил его любимого сыны Чарча» [2 с 113]
В 1743 году, как ни странно, но при содействии Российских властей и послов совмесно с казахскими послами Абылай был освобожден из плена.
В 1771 г. создались условия для избрания Абылая общеказахским ханом. Осенью 1771 г. после длительных консультации представители всех трех жузов прибыли в древнюю столицу ханства – город Туркестан для выборов нового хана. Безоговорочную поддержку Абылаю оказали влиятельные жырау Бухар Калкаманулы, султаны Абулфеиз и Болат, правители казахов младшего жуза, кроме Нуралы хана, представители среднего и старшего жузов. При большом стечении народа по казахскому обычаю Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом трех жузов.
Как говорил А. Левшин, «он приобрел оный (титул) победами над торгоутами и по смерти Абулмагамета, избиранием не только от всех орд Киргиз-казачьих, но и от Туркестанцев и Ташкентцев» [3 с 254]
Несмотря на всенародные признания и титул хана трех жузов, власть Абылая была неабсолютной. Некоторые родоправители недовольные властью хана пытались даже свергнуть его военной силой.
Абылай прекрасно понимал, что для выживания в изменившейся внешнеполитической ситуации Казахскому ханству необходимо изменить политическую систему в сторону большей централизации. Для достижения этого хан действовал по нескольким направлениям.
В первой четверти XVIII века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. При этой системе хан во многом зависел от воли биев и не имел больших возможностей влиять на принятие решений на уровне отдельных родов. В 20–30-х годах XVIII века эта система стала меняться, начала расти роль султанов, приглашавшихся тем или иным родом в качестве военачальника и политического лидера. Абылай стремился внести в управление жузов и больших объединений элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. В роли таких правителей выступили многочисленные сыновья хана. В 1774 году правителем части Старшего жуза был назначен султан Адиль, для которого Абылай построил городок в долине Таласа и заселил его каракалпаками. В северо-восточном Жетысу правил другой сын Суюк, в Центральном Казахстане – Касым. Почти все земли Среднего и Старшего жузов были разделены между сыновьями хана. Только в Младшем и в западной части Среднего жуза правили султаны – потомки хана Каипа, в некоторых районах Центрального Казахстана – потомки хана Барака, а в приграничных с Китаем землях и на Сырдарье – потомки хана Абулмамбета.
Второй комплекс мероприятий, предпринятых ханом Абылаем для усиления центральной власти – опора на деятельность одной личности и её личностные качества. Так, хан Абылай, вопреки традиционным представлениям обычного права, присвоил себе право приговаривать преступников к смертной казни. Эта прерогатива ранее была только у суда биев. Значительно ограничены были права советов биев и съезда старейшин-родоправителей. Однако традиционность обычного права, недостаток реальных рычагов управления не позволили Абылаю до конца провести реформу политической системы ханства. К тому же вся система управления была почти разрушена войнами. Элементы федерализма тесно переплетались с родовыми принципами управления, власть хана по-прежнему в значительной мере ограничивалась биями и султанами. Прочность государственной машины целиком и полностью зависела от авторитета самого хана, его умения находить компромиссы во время решения сложных политических проблем.
Внешняя политика хана Абылая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с такими сильными государствами, как Россия и Китай, значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан, прекрасно сознававший мощь колониальных империй. пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываться от признания российского протектората, с другой – не допускать усиления влияния обеих держав в своих владениях. «Казахи с самого начало держались двойственно, – говорил цинский император в своем указе 1779 года, – …когда Абылай подчинился нам , Россия присылает протест, заявляя, что Абылай является подданным и что поэтому нам не следует принимать его в свое подданство. Мы отвечали тогда: «Вы говорите, что Абылай ваш человек. Если бы вы хорошо управляли им, он ни в коем случае не перешел бы в наше подчинение… И как вы, русские, сможете воспрепятствовать этому?.. Если в будущем возникнет подобный инцендент, поступать следует осторожно» [4 с 255]
С одной стороны, Абылай постоянно убеждал китайские власти в своей лояльности, с другой – представлял дело так, что он «к российскому двору гораздо усерднее..., а с китайским ханом корреспонденцию продолжает для одного виду того, чтоб подчененным его киргис-кайсакам не приченялось от китайцев обид и притеснений». [5 с 255]
Хан не только старался таким образом обезопасить свои владения от агрессивных соседей, но и извлечь определенные выгоды, применяя политику лавирования между крупными империями.
Отношения Абылая со своими южными соседями были иными. В Жетысу, которые благодоря усилиям Абылая, вновь стало казахским регионом, продолжались столкновения с кыргызами и Абылай периодически совершал походы против них. Подобные акции предпринимались в 1774 и 1779 годах. Последняя привела к подчинению части кыргызских народов Казахскому ханству. Война с Ташкентом и Ходжентом привела к возвращению казахам Сайрама, Чимкента, Сузака и Ташкента. Таким образом, внешнеполитическая деятельность Абылай хана в 70-х годах XVIII века привела к временному восстановлению единства Казахского ханства, упрочнению его на международной арене.
Ни один казахский хан не имел такой ни до, ни после Абылая неограниченной власти. Это было связанно прежде всего с безусловно харизматическим характером его власти. Чокан Валиханов говорил, что «уважения (к хану) имело какой то мистический характер... Этот хан, действуя деспотически против свободных льгот, освященных временем, умел облечь свои действия в такую форму, что потомство считает его святым» [6 с 116]
В 1780 году на семидесятом году жизни Абылай хан скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави.
Колонизация северного региона Казахстана и продвижению в глубь страны предшествовало строительство в 1752 крепости св. Петра, на высоком побережье р. Ишим (Есиль). Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономичеких отношений между российской администрацией и ханской властью. В связи с этим возникла необходимость в строительстве также специальной резиденции хана для решения вопросов, возникших в ходе участившихся казачьих рейдов в степь, угоном скота у коренного населения и захватов земельных участков. Архивные материалы свидетельствуют, что «по просьбе его Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости св. Петра, вверх по р. Ишиму в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом» («Енгистау» или «Ен Кыстау» означает с каз. яз. «долина для зимования») [7 с 33].
Дом был предназначен не только для пребывания но и для решения конфликтных ситуации. В последствии, предположительно во время одного из пожаров, деревянное здание полностью сгорело, а на его месте 1829 году было возведено двухэтажное каменное, которое в народе получило название «Абылая белый дом». История здания неразрывно связано с фактами и преданиями из жизни хана Абылая.
Из за отсутствия ремонтно-восстановительных работ зданию был нанесен значительный ущерб, и в 80–90-х годах прошлого столетия здание-памятник остался невостребованным.
В 2003 году проведено изучение и исследование документов в архивах гг. Москвы, Омска, Алматы по истории русско-казахских отношений на рубеже XVIII–XIX вв., что подтвердило нахождение резиденции ханской ставки Абылая в г. Петропавловске.
По инициативе акимата Северо-Казахстанской области в бытность акима области Мансурова Т.А был разработан проект по воссозданию и реставрации «Резиденции Абылай хана», который осуществлялся в рамках выполения Государственной программы «Культурное наследие» на 2004–2005 годы. Ремонтно-восстановительные работы начались в апреле 2005 года, финансирование осуществлялось из средств республиканского бюджета.
21 августа 2008 года состоялось знаменательное событие не только для нашего города, но и для всей Республики – открытие музейного комплекса «Резиденция Абылай хана». Открыл комплекс Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.
Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в Республике.
Экспозиция музея состоит из 4 залов. Основа экспозиции – жизнь и деятельность Абылая хана – государственного и политического деятеля Казахского государства XVIII века.
Экспозиция комплекса не только знакомит посетителей с основными событиями жизни Абылай хана, но и уделяет значительное внимание воспитанию в посетителях чувств патриотизма и преданности Родине.
В связи с тем что интерес к личности Абылай хана не угасает число посетителей музея с каждым годом возрастает.
С 2017 года музей комплекс Резиденции Абылай хана по государственной программе Рухани жангыру включен в сакральную карту РК.
Литература:
- Ч. Ч. Валиханов «Собрание сочинение в пяти томах» Алма-Ата 1985 г. Т. 4. С. 112.
- Там же. С. 113
- А. И. Левшин «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» Алматы «Санат» 1996 г. С. 254.
- История Казахстана в 5 томах «Атамура» 2000 г. Т. 3. С. 255.
- Там же. С. 255.
- Ч. Валиханов «Собрание сочинения в пяти томах» Алма-Ата 1985 г. Т. 4. С. 116.
- Гос архив Сев.Каз. область Ф. 158. Оп. 1. Д. 295, л. 33.
- Курс лекции «История государственности РК» Петропавловск 2002 г.
Жунусов Бауржан Набиевич
магистр гуманитарных наук.
Заведующий научно-исследовательским отделом истории